Общее·количество·просмотров·страницы

  Незаслуженно забытые книги                        
              Незаслуженно забытые книги.
Одним из направлений деятельности библиотек по поддержке и развитию чтения является работа с «незаслуженно забытой книгой». С течением времени читательские пристрастия меняются, появляются новые имена, произведения, темы, новые кумиры, и целый пласт высокохудожественной прозы и поэзии прошлых лет постепенно выпадает из читательского обзора. Книги, которые были популярны в 60-80 гг. ХХ века, сегодня стоят на полках невостребованными.  Для молодого поколения читателей  литературными незнакомцами стали уже и классики (за исключением тех, что  входят в школьную образовательную программу).
   Книги в библиотеке изрядно потрепанные, но в то же время - они другие. От тех книг, что продают в книжных магазинах, все больше пахнет деньгами. А здесь, в библиотеке, большинство книг проверено временем и несколькими поколениями читателей...
 Такие книги словно живые! Когда берешь такую книгу в руки и начинаешь ее просто бегло просматривать, возникает непередаваемое чувство сопричастности к тому миру, что скрывается за старенькой обложкой. В этот момент желание устроиться поудобнее прямо в библиотеке и приступить к чтению становится все сильнее и сильнее.
В 70-80 годы прошлого века художественными произведениями этих авторов зачитывались. Классики фантастического, приключенческого романа. Сегодня они незаслуженно забыты, потерявшись на полках библиотек среди ярких обложек современных авторов.           
            Книги забытые, но знакомые и любимые…
  • Чингиз Айтматов
  • Иван Иванович Акулов
  • Михаил Николаевич Алексеев
  • Василь Быков
  • Юрий Васильевич Бондарев
  • Васильев Борис Львович
  • Герман Юрий Павлович
  • Гроссман Василий Семёнович
  • Иванов Анатолий Степанович
  • Гладков Фёдор Васильевич
  • Кочетов Всеволод Анисимович
  • Коптяева Антонина Дмитриевна
  • Липатов Виль Владимирович

Герман Ю. Дело, которому ты служишь.
Основные произведения, написанные Юрием Германом в 60-х гг. - роман-трилогия "Дело, которому ты служишь" (1957), "Дорогой мой человек" (1961), "Я отвечаю за всё" (1964).
Трилогия посвящена духовному формированию нашего современника, человека высокой идейности и гражданской активности.
Герман Ю. Дорогой  мой человек.
Продолжение романа "Дело, которому ты служишь", в котором автор прослеживает судьбы своих героев в Великую Отечественную войну и послевоенные годы. 
Герман Ю. Наши знакомые.
В романе Юрия Павловича Германа (1910-1967) запечатлён быт двадцатых-тридцатых годов, переход от нэпа к эпохе индустриализации. Писатель показывает, как формировалась в те сложные годы личность человека, как революция пробудила людей к сознательному активному творчеству.
Василевская В. Радуга.
Повесть "Радуга" известной советской писательницы Ванды Василевской была написана в 1942 году и сразу же напечатана в газете "Известия". Это одно из тех произведений, которые стали оружием нашего народа в борьбе с фашизмом.
Повесть рассказывает о нечеловечески трудной жизни украинского села в период фашистской оккупации, о зверствах, которые чинили враги на советской земле. Перед читателями проходят судьбы простых женщин, мужественно борющихся с гитлеровскими захватчиками. Это повесть о несгибаемой воле народа и любви его к своей Родине.
Толстой А .Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
Книгу составили широко известные фантастические романы классика русской советской литературы А.Н. Толстого.
Дети капитана Гранта"Ж.Верна — была любимой книгой комиссара Московской биеннале современного искусства Иосифа Бакштейна, который с детства мечтал о путешествиях.
"В этой книге мир был таким огромным, таким большим, что меня это поразило совершенно. Потом был замечательный советский черно-белый фильм "Дети капитана Гранта", и эти два произведения слились у меня в одно целое. Мне нравилось, что герои открывают не только мир географический, но книга описывает процесс открытия мира как реальности и как метафоры, и герои познают мир отношений, любви и ненависти, верности и предательства", — признался Бакштейн.
Сегодня Иосиф Бакштейн, один из самых влиятельных людей в современном российском и мировом искусстве, ведет жизнь заправского путешественника, который завтракает в Париже, а к обеду успевает в Нью-Йорк. Однако, по его собственному признанию, путешествовать он начал очень поздно, когда ему уже было 43 года.
Режиссер Владимир Хотиненко, снявший такие фильмы как "72 метра", "Поп", "1612", признался, что в детстве зачитывался романами Фенимора Купера о жизни американских индейцев. Он перечитал все книги от "Пионеров" и "Последнего из могикан" до "Следопыта" и "Зверобоя". Хотиненко с сожалением отметил, что современные дети уже не читают Купера.
"Причина отказа от такого рода литературы аналогична той, из-за которой в Голливуде перестали снимать вестерны ("Джанго" Тарантино не в счет): приключенческий жанр умирает, а молодежь уходит в мистику, читает про любовь вампиров", — считает он. По словам режиссера, то, что влечет подростков сегодня — это не та мистика, на которой выросла классическая литература XIX и ХХ веков от Гоголя до Булгакова, и в которой шла борьба добра со злом. В современной мистической литературе и кино зло романтизируется.
"Мир меняется в плохую сторону, стирается грань между добром и злом. Вампиры — же не враги человека как у Толстого, а благородные  персонажи, зло обретает человеческие черты", — пояснил Хотиненко.
Книга "Легенды и мифы Древней Греции"
Режиссер "Такси-блюза" и "Острова" Павел Лунгин в детстве увлекался "Легендами и мифами Древней Греции" Николая Куна. Потом был Гомер — "Илиада", "Одиссея".
"Титаны, боги, битвы, это какая-то величественность описываемого, и чувство, что я прикасаюсь к тайне, чувство, которое сегодня заставляет американцев делать фильм за фильмом по мифам. В сущности, они делают фильмы для детей: снова и снова возвращаются к этим сюжетам, ведь мифы — это детство человечества", — рассказал режиссер.  "Мифами" Куна увлекался и продюсер Александр Атанесян, который признался, что перечитывал их бесконечно.
Писатель Дмитрий Быков, признался, что в детстве зачитывался советскими писателями, некоторые из которых оказались незаслуженно забытыми в наше время.
Обложка книни Сусанны Георгиевской "Колокола"
"Например, Сусанна Георгиевская, первоклассная писательница, отлично умеющая писать про любовь. По сути ее повести — "Лгунья", "Колокола" и другие — попытки первого советского экспрессионизма. Она была сильной писательницей, ее вещи прерывисто, дискретно написаны, в них плещет энергия, а ребенок любит дискретные повествования", — рассказал Быков.
Другой его страстью были жесткие сказки писателя-фантаста, друга Андрея Платонова, Александра Шарова —  "Кукушонок", "Мальчик-одуванчик и три ключика", "Человек-горошина и Простак". Константин Сергиенко, писатель, которого современные дети знают мало, также был одним из любимых авторов Быкова. Есть у Сергиенко повесть о бродячих собаках "До свидания, овраг", на основе которого Марк Розовский поставил в театре "У Никитских ворот" мюзикл "Собаки". Но большинство книг Сергиенко посвящены историческим событиям. Например, повесть "Кеес Адмирал Тюльпанов: Опасные и забавные приключения юного лейденца, а также его друзей, рассказанные им самим без хвастовства и утайки", рассказывающая об одном из самых драматических эпизодов нидерландской революции XVI века, об осаде Лейдена испанцами и 1574 году.
Обложка книги Константина Сергиенко "Кеес Адмирал Тюльпанов"
"Я до сих пор считаю, что после "Легенды об Уленшпигеле" Шарля де Костера, "Кеес" — лучшая детская книга о нидерландской революции.  Был еще у него чудесный роман "Ксения",  про дочку Бориса Годунова", — поделился Быков, продолжая список любимых книг автобиографическими повестями Александры Бруштейн — "Дорога уходит в даль…", "В рассветный час",  "Весна".
"Тайна обаяния трилогии Александры Бруштейн, которая начинается с  "Дороги уходит в даль…", в  замечательном образе рассказчицы — Сашеньки Яновской, девочки не идеальной, но с обостренной чувством справедливости. Так как ребенок не может расти все социума, то героиня наблюдает происходящие в обществе вещи, например дело Дрейфуса во Франции. Она с большим юмором описывает увлекательный мир гимназии для девочек в городе Вильно, показывает противостояние детей администрации, с ее бессмысленной казарменной дисциплиной и показной лояльностью", — рассказал он.
Быков пояснил, что, так как Бруштейн была драматургом, автором оригинальных обработок-инсценировок классики (именно в ее обработке дети видели на сценах театров "Дон Кихота" и "Хижину дяди Тома"), она замечательно владела речевой характеристикой. Все герои у нее говорят по своему, диалоги выписаны блестяще.
"И потом для нас это был один из немногих источников настоящей истории конца  XIX века. Многие ведь верят тем  глупостям Никиты Михалкова про то, что Александр Третий был  прекрасный царь, а не тиран выжигавший каленым железом свободомыслие. Эта книга еще и прекрасная школа интернационализма, в городе Вильно живут и учатся бок о бок русские, евреи, поляки, литовцы. А интернационализм для русских всегда играл большую роль, им всегда русские были сильны", — завершил свой рассказ Быков
Певец и композитор Петр Налич рассказал, что в детстве увлекался выдуманными мирами. Первым его шагом в сказочный мир стала серия книг шведской писательницы и художницы Туве Янссон. Сказка о семействе мумии-тролей стала первой, которую певец прочел самостоятельно, и по его признанию, его сразу захватил интересный мир, полный приключений, в который можно погрузиться и забыть обо всем вокруг.
Потом появился "Властелин колец" Толкиена и стал его любимой книгой на многие годы.
"Перевода первой книги "Властелин колец" мы очень жали, потом еще год ждали, когда переведут вторую. Сначала я прочел "Властелина колец" и лишь потом — "Хоббита".  Дж.Толкиен изобрел целый мир фэнтези, выстроил вселенную в которой многое можно додумать. Это и объясняет популярность. По сути, он создал первую интерактивную игру, где есть свои правила, в которую можно погрузиться, и развивать ее", — пояснил он.
Правда, по признанию певца, настоящим толкинистом он так и не стал, лишь разок съездил на Воробьевы горы «палкой помахать».
Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери"
Режиссер Игорь Волошин, автор "Нирваны" и "Бедуина", признался, что начал читать очень рано и сразу с хорошей классики.
"Я уже в 6 лет прочитал "Собор Парижской  Богоматери" Виктора Гюго, но откровение произошло в семь лет — это была книга Генрика Сенкевича "Камо грядеши", которую я неоднократно перечитывал. Но больше всего я любил читать не очень "детские" медицинские энциклопедии, которых было много у моего дедушки-врача", — рассказывает он.
 А вот композитор и певец Аркадий Укупник, припомнил, что сразу после "Дяди Степы" Сергея Михалкова и забавного персонажа чешских мультфильмов Гурвинека, который печатался в "Веселых картинках", он переключился на русскую классику и в 6 лет читал Пушкина. "Это была толстая книга в сером переплете книжка. Очень мне нравилась поэма "Руслан и Людмила" — самая эротическая история, которую я прочитал в детстве".
Крапивин В.П. Самолет по имени Сережа. 
Роме Смородкину из повести “Самолет по имени Сережка” одиннадцать лет. Половину жизни он провел в инвалидном кресле - в раннем детстве мальчик упал спиной на железный прут. Мама считает, что Роме лучше жить в интернате для инвалидов, где созданы специальные условия для таких ребят, как он. Но сам Рома другого мнения: «Мне казалось, что интернат похож на больницы, в которых я лежал много раз и подолгу. И которые мне тошно вспоминать. Опять будут палаты с кроватями в ряд, белые халаты, запах лекарств и кухни, который не исчезает в коридорах. Короче говоря, казенный дом. И не единого уголка, где можно остаться одному. Я же там зачахну от тоски! Мне надо, чтобы вокруг были родные стены, которые я люблю до последней трещинки. Чтобы рядом все было привычное, мое. Мой стеллаж с книгами, мой телевизор, мой булькающий и ворчливый кран на кухне, мой пылесос, с которым я управляюсь не хуже мамы. Мой балкон и мой двор за окнами. И чтобы мама была рядом каждый день. Вернее каждое утро и каждый вечер... Неужели она этого не понимает?! А мама снова и снова заводила  разговор об интернате: - Тебе нужен коллектив, товарищи. Такие же, как ты. Чтобы ты чувствовал себя равным среди равных... Но я не хотел быть таким равным.Нет, не подумайте, что я как-то по нехорошему относился к инвалидам. Если бы я сам умел ходить, я мог бы вполне подружиться с больными ребятами и помогал бы им во всем. От души, а не из жалости. По-моему, такие ребята всегда должны быть с обыкновенными мальчишками и девчонками. И среди них стараться себя чувствовать равными».Рома всей душой стремится к чуду, которое смогло бы разорвать суровую реальность. И у него появляется друг, умеющий превращаться в самолет…
Титов В. Всем смертям назло: 
Спасая жизни своих друзей шахтеров во время аварии на одной из донбасских шахт, главный герой книги Сергей Петров получает множественные ранения и становится инвалидом: ампутированы обе руки. Выйдя из больницы, этот упрямый, целеустремленный, волевой человек начинает борьбу за выход в большую и деятельную жизнь.Книга автобиографична. Она поражает своей искренностью. Ею зачитывались в 70-годы. Она не потеряла своей притягательности и для современного читателя.Предисловие к книге написал автор легендарной «Повести о настоящем человеке» Борис Полевой.
  Незаслуженно забытое семейное чтение
                                             Читаем вместе.
Во многих ли семьях сейчас практикуется семейное чтение? Очень сомневаюсь. Взрослые  настолько заняты своими делами, своими интересами, что такое понятие как семейное чтение становится уже чуть ли не архаизмом. Конечно, всегда можно найти этому объяснения: раньше телевизоров и компьютеров не было, по вечерам людям делать было нечего, вот они и читали всей семьей одну книгу;  а, может, и книг было мало, поэтому читали книгу вместе и вслух. А сейчас у нас все настолько заняты своими делами, играми и телевизором, что на совместное чтение не хватает не времени, а желания.
А, может, и не нужно это совместное чтение? Пусть каждый читает то, что ему по душе.  Помните, как в известном  всем стихотворении: «Как хорошо уметь читать. Не надо к маме приставать… А можно взять и почитать!»  И когда ребенок научился читать, многие родители радуются, что теперь читать уже не надо и на все просьбы ребенка почитать, отвечают, что ты уже умеешь читать сам. И несет малыш эту книгу в комнату, пытается читать самостоятельно.
Только забывают родители, что ребенок прочитать много еще не может, так же как не может читать с выражением. А значит, и смысл текста книги он понимает частично.  А самое главное, он не получает радости от общения с книгой и родителями.   Ребенок хочет прочитать, начинает, но быстро устает от чтения и от непонятных слов и предложений. И в следующий раз он может просто не взять книгу в руки. А потом мы, родители, начинаем переживать, почему ребенок не хочет читать, и заставляем его  читать. Что тогда получаем?  Конечно, полное отвращение к чтению.
А ведь эту ситуацию можно было предотвратить в самом начале и привить ребенку интерес к книге, если бы мы только потратили минут 20-30 в день на чтение вместе с ребенком. И совсем не важно, кто это будет – мама, папа, бабушка или сестра, главное, чтобы кто-нибудь из взрослых читал вместе с ребенком.
Вы, конечно, можете спросить:  А зачем это надо, если ребенок уже умеет читать? Пусть читает  самостоятельно.
Самостоятельно ребенок читать, рано или поздно,  научится. Тем более, что этому учат в школе, но вот получать удовольствие от чтения он может и не научиться. Для того, чтобы получать удовольствие от любого процесса, надо, чтобы он был приятным и интересным. А чтение для ребенка, особенно на первых порах, — трудная работа, а не удовольствие. И станет ли оно удовольствием, зависит во многом  от взрослых.
Кроме этого, в процессе чтения ребенок может не понять весь смысл прочитанного  и не всегда он это может уточнить или осознать. Вот и получается, что в процессе чтения, ребенок трудится, устает и не понимает всего смысла текста, теряет мысль, не замечает причинно-следственных связей, не всегда видит смешные  моменты, потому что он всецело поглощен процессом чтения. И книга становится ему непонятной или он понимает ее не совсем верно. Возьмет ли он книгу в руки в другой раз с удовольствием?
Почему старшее поколение, нынешние бабушки и дедушки, практически все любят читать и читают все свободное время? Скорее всего, именно потому, что в детстве читали вместе с родителями.  Потому что во время их детства и юности в каждой семье отводили время для совместного семейного чтения книг. Так, может, и нам стоит возродить эти традиции и начать читать книги вместе с детьми, всей семьей.                                 
  Давайте подумаем,
что дает семейное чтение Вам и вашему ребенку?
• Вы незаметно для ребенка, очень ненавязчиво прививаете ему любовь и интерес к книге. Ведь ребенок видит, что взрослые часто читают книги, обсуждают их, рассказывают друг другу и детям. А, хотим мы этого или нет, в ребенке закладывается не то, что мы говорим, а то, что он видит вокруг себя.
• Вы учите малыша читать правильно, с выражением, показываете образец культурного чтения.
• Вы облегчаете ребенку  понимание текста, задавая вопросы по тесту и уточняя, как  он понял смысл. Объясняете непонятные слова и понятия. Обращаете внимание на юмористические моменты.
• Вы обсуждаете прочитанное вместе с ребенком, направляете его мысль в нужную сторону, помогаете увидеть важное, то, что скрыто в подтексте.
• Вы учите обращать внимание на мелочи и устанавливать причинно-следственные связи. Вы развиваете речь ребенка и расширяете его кругозор, объясняя непонятные слова и новые понятия.
• Вы знаете интересы ребенка, его мечты и желания, которые проявляются в процессе чтения и обсуждения. Можете направлять его мысли в нужную сторону и чуть-чуть корректировать их.
• Вы общаетесь с ребенком, дарите ему всего себя в эти минуты, укрепляется ваша дружеская связь, которая помогает ребенку всю его жизнь.
• Ваш  ребенок  учится читать, развивает технику чтения, любовь к книге  и интерес к чтению. И все это совсем незаметно для него, просто читая книги вместе с родителями.
И все это Вы получаете, затратив всего 20-30 минут в день на совместное чтение!
Не лишайте ребенка радости общения с Вами, и потом Вам не придется  жаловаться, что ребенок не хочет читать. Возродите традицию семейного чтения в своей семье, помогите ребенку полюбить мир книги и живого общения со взрослыми.
              Старых книг, забытые страницы.
Я хочу  обратить внимание на старые, несправедливо забытые книги, так называемые «книги нашего детства».  Эти книги будоражили воображение наших бабушек и мам, заставляли трепетать наши детские сердца, следовать вместе с героями книг по опасным тропам приключений, которые выпали на их долю, благодаря фантазиям авторов наших любимых с детства книг.
Посоветуйте своим друзьям, или ещё лучше перечитайте вместе с ними страницы этих вечных книг детства.
  • А.Бруштейн. Дорога уходит вдаль;
  • В.Губарев. Королевство кривых зеркал;
  • Л.Воронкова. Девочка из города;
  • Л.Давыдычёв. Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семёнова, второклассника и второгодника;
  • Е.Данько. Деревянные актёры;
  • В.Каверин. Два капитана;
  • Я.Ларри. Необыкновенные приключения Карика и Вали;
  • В.Осеева. Динка; Динка прощается с детством; Синие листья;
  • С.Розанов. Приключения Травки;
  • Е.Рысс. Девочка ищет отца.

Советую  вам, современным читателям,  если вы  ещё не читали, книги А.Алексина, З.Воскресенской, А.Гайдара, Н.Дубова, В.Катаева, Р.Погодина, А.Рыбакова. Список этот вы можете продолжить сами, опираясь на книжные сокровища из детских книг, хранящиеся в фондах библиотек.

Комментариев нет:

Отправить комментарий